В 4 квартале 2023 года почти половина предпринимателей отметили улучшение своего финансового положения
Согласно исследованию Минэкономразвития России и «Сбербанка», по итогам 4-го квартала 2023 года малый бизнес положительно оценивает своё финансовое положение и позитивно смотрит в будущее. Наиболее оптимистично настроены предприниматели 18-35 лет.
«По результатам исследования мы отмечаем положительную динамику развития МСП: предприниматели устойчивы к турбулентности в экономике, положительно оценивают свои перспективы. Доля предпринимателей, которые оценили своё финансовое положение как хорошее, выросла с 21% в 3 квартале до 25%. Еще 21% респондентов отметили его улучшение. Более чем у половины предпринимателей в прошедшем квартале выручка оставалась стабильно. Значительно снизилась доля ожидающих ухудшения в экономике в ближайшее полгода – с 42 до 36%. При этом у бизнеса есть запросы в специальных налоговых режимах и участии в государственных заказах и закупках. Между тем, в 2023 году госкомпании закупили у представителей МСП товары и услуги на 8 трлн рублей. Прирост объема закупок у субъектов МСП к 2022 году составил 13,5%», — отметила замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
Наиболее позитивно настроены предприниматели 18-35 лет: об улучшении финансового положения своего бизнеса сообщили 40% опрошенных.
В четвертом квартале ключевой проблемой предпринимателей оставался рост цен поставщиков, об этом заявили 70% респондентов. Треть опрошенных сталкивалась с проблемами поставок из-за рубежа, еще треть – с падением спроса, 34% – с увеличением издержек на сбыт.
Поддержка государства, финансирование и прибыль
В последнем квартале 2023 года выросла доля предпринимателей, которые считают, что государство помогает малому бизнесу (с 26 до 30%). Среди мер государственной поддержки, на которые рассчитывают предприниматели, вырос спрос на специальные налоговые режимы.
Предприниматели стали реже брать кредиты на бизнес и чаще вкладывать в дело личные средства. Однако желающих привлечь дополнительное финансирование набралось 34%. Среди других видов поддержки востребована помощь с поиском потенциальных инвесторов. 2% хотели бы получить правовую поддержку, столько же респондентов - помощь в разработке бизнес-плана.
На вопрос о привлечении финансирования бизнеса 34% предпринимателей сообщили, что хотели бы воспользоваться такой возможностью, 65% высказались против, 1% затруднились ответить. Из тех, кто хотел бы воспользоваться инструментами финансирования, в качестве источников привлечения средств упоминали банковские кредиты (52%), государственные и частные гранты (40%), лизинг (24%), инвестиции (20%), инструменты коллективного финансирования (7%), факторинг (3%), займы в государственных микрофинансовых организациях (2%).
В основном предприниматели вкладывают прибыль обратно в бизнес (76%) или тратят на личные нужды (60%). ИП чаще тратят деньги на личные потребности и инвестируют, но уже не в свой бизнес. Юридические лица предпочитают вкладывать в собственный бизнес. предприниматели от 18 до 35 лет чаще размещают прибыль во вклад или инвестируют. Чем выше годовой оборот, тем чаще инвестируют обратно в бизнес и реже тратят на себя.
Влияние ключевой ставки
Согласно исследованию, свыше половины респондентов не сразу почувствовали рост ключевой ставки: 42% отметили, что это уже изменило их бизнес. Среди тех, кто столкнулся с трудностями, 68% говорили об удорожании кредитов, еще четверть респондентов – о снижении платежеспособного спроса, 21% – о росте закупочных цен, 18% - об инфляции в целом.
Повышение ключевой ставки больше всего отразилось на бизнесменах из крупных городов и тех, у кого годовой оборот превышает 5 млн рублей (55%). При этом только 10% принимают какие-либо меры по этому поводу – от сокращения количества кредитов и оптимизации, до увеличения объёмов работ и поиска инвесторов.
Планы и ценности
Ценностные ориентиры предпринимателей различаются по возрастным группам. Так, предпринимателей в возрасте до 35 лет ценят финансовое благополучие, самореализацию и карьеру, в категории 36-45 лет часто говорят о карьере, но реже о здоровье и общении с друзьями. Для предпринимателей от 46 до 55 лет особенно важна семья, а с 56 лет бизнесмены больше ценят то, что не связано с работой – близких людей и здоровье.
Поддержка оказывается в рамках реализации нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство"